woronessa (woronessa) wrote,
woronessa
woronessa

Разбирая старьё

Разбираю архивы свои. Уже тошно, почти всё удаляю.

Нашла, делюсь. Автора не знаю. Найдётся, отмечу.

Сказка - ложь, да в ней... жизненная программа. Так предлагает перефразировать известное выражение психолог, занимающийся изучением сказок и их влиянием на нашу психику.

Это фаталисты верят в неумолимый рок, предначертанный человеку раз и навсегда еще до его рождения, в то, что, как ни старайся, судьбу не обойти. Все же остальные так или иначе надеются, что на свою судьбу можно влиять, из множества дорог выбирая по своему усмотрению одну. И действительно, человек как герой из сказки постоянно оказывается на развилке нескольких дорог: "Кто пойдет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто пойдет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; кто пойдет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив". Только в отличие от сказочного героя мы далеко не всегда знаем, куда ведет та или иная жизненная дорога. Впрочем, предугадать можно.

"Красная Шапочка" – программа на изнасилование?

На судьбу большое влияние оказывает "сценарий жизни". У каждого из нас есть свой жизненный сценарий, своя роль - победителя или неудачника. По такому сценарию победитель просто обречен на победу - иначе какой же он победитель? А неудачник обречен на провал, "роль обязывает", так положено по сценарию.

На содержание того или иного сценария влияют происхождение, обстоятельства рождения, воспитание, окружение, в котором человек растет. И - как ни покажется странным - сказки, которые он сам или ему читают в детстве.

Вспомните, у каждого из нас были любимые сказки. Именно они заставляли нас особенно эмоционально переживать за героев, вставать на сторону слабого или сильного, волновали душу и будили фантазию. И до сих пор они несут нам свой эмоциональный, энергетический и информационный заряд.

У каждого из нас есть собственная "сказка" - жизнь. И наша жизнь, по мнению некоторых психологов, складывается нередко именно по сценарию любимой в детстве сказки. Она как бы закладывает в наше сознание определенную программу, задает направление в жизни. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с каким-то героем. И уже во взрослой жизни человек поступает также, как и его любимый герой, совершая его "подвиги" и повторяя его ошибки. Сказка закладывает судьбу, поведение и характер, ведет человека по жизни. И от ее влияния избавиться очень нелегко. Хотим мы того или не хотим, сказка часто становится реальностью. И не всегда лучшей.

Хотите примеры? Пожалуйста. Красивая, волшебная сказка "Спящая красавица" с точки зрения психологии может заложить в сознание негативную программу пассивного ожидания и отсутствия какого-либо выбора. Девушка, любимой героиней которой была Спящая красавица, может так и не "проснуться", пока не придет "принц". К сожалению, в жизни "принц" часто и не догадывается, что он должен прийти, и ожидающая его "красавица" так и будет "спать" всю жизнь. Кстати, эту же программу пассивного ожидания закладывает и "Серая Шейка": если бы уточку не подобрали, она бы умерла, ничего не сделав для собственного спасения. своим поклонницам программу жертвы и, может быть, даже программу па изнасилование. Если девушка любила эту сказку в детстве, то в жизни она будет подсознательно создавать ситуации агрессии по отношению к себе и играть роль жертвы.

Сказка "Русалка" проводит другую линию женского поведения, ориентируя на жертвоприношение мужчине: чтобы тебя любили, надо страдать, делать себе больно, раствориться в любимом...

"Золушка", похоже, дает ту же программу, правда с более счастливым концом. Чтобы стать принцессой, учит сказка, надо мыть, стирать, работать. Вот только где в жизни взять еще и фею, которая поможет честной труженице в ее чудесном превращении?!

Эти сказки, по сути, закладывают больное, негативное мышление, формируют неудачников. Что, возмутитесь вы, все сказки таковы? Нет, конечно. К примеру, в "Гадком утенке" заложена позитивная программа: в ней герой идет по пути победителя, превращаясь в прекрасного лебедя.

Надо сказать, что многое в "программировании" той или иной сказкой зависит от отношения родителей к ее героям, от интонации голоса читающего сказку, от акцента его внимания на каком-либо повороте сюжета. Так, к примеру, родители хвалят лису из сказки "Хитрая лиса" - и их ребенок смекает, что хитрить в жизни не просто не возбраняется, а необходимо. Эпизод сказки, на котором делается акцент, может стать ключевым и в жизни. Так, если в сказке "Лиса и волк" делается акцент на том, что волк - такой хороший и отзывчивый, но наказан, то ребенок по жизни может стать жертвой, на которой "ездят" хитрецы.

А иногда родители неосознанно навязывают ребенку не его роль. Кому нравится Заяц-трусишка или Незнайка, а из него пытаются сделать Илью Муромца или Знайку. Играя в жизни не свою роль, человек практически обречен терпеть неудачи. Бывает, что любимая сказка передается от родителей по наследству, и тогда ребенок берет не свой, а родительский жизненный сценарий.

Ничего на свете... хуже нету

Оказать серьезное влияние на вашу жизнь могут не только сказки, но и книги. После того как была написана "Анна Каренина", был "открыт новый способ суицида и по России буквально прокатилась волна самоубийств: девушки стали лишать себя жизни, бросаясь под поезд, повторяя "подвиг" любимой героини. Книжный герой, который стал вашим идеалом, на которого вы стремитесь походить, закладывает вам программу на жизнь. Такие программы, как правило, навязываются в школе и особенно навязывались раньше. И мы выбирали - кто кому был ближе - Павку Корчагина, Павлика Морозова, Зою Космодемьянскую. А сколько Онегиных, сколько "героев нашего времени" в наш XXI век мучаются хандрой! А сколько молоденьких девушек сделали своим идеалом Татьяну Ларину! "Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать!", "Хоть редко, хоть в неделю раз, в деревне нашей видеть вас", "И потом все думать, думать об одном, И день и ночь о повой встрече"... Чем не программа запрета на признания в любви, чем не установка на неразделенную любовь, на разочарования в любви и создание семьи в нелюбви. "Но я другому отдана и буду век ему верна!"

Жизненный сценарий может заложить и любимый мультфильм. У меня есть знакомая, "помешанная" с детства на "Бременских музыкантах". Она все песни из него знала наизусть. И абсолютно неудивительно, что все ее поклонники, а потом и муж играли на гитаре. Маринин муж именно этим покорил ее сердце. У него была куча друзей чем ни Кот, Собака, Петух и Осел! и машина, купленная родственниками в складчину (чем не кибитка!). А главное - у него была душа вечного скитальца. Покочевав (снимали квартиру то здесь, то там, жили без регистрации брака), они поселились в Марининой квартире, которая ей досталась по наследству, родили ребенка. Но, расписавшись и "осев" в конце концов, жили они вместе всего месяц - Марина просто устала от безденежья. Расставшись с мужем, она нашла другого. Но, поскольку идеальным типом мужчины для нее по-прежнему оставался все тот же бременский музыкант, особой разницы между ним и бывшим мужем не было. Второй муж тоже играл на гитаре и считал, что деньги в жизни ни к чему. Не так давно Марина рассталась и с ним.

Я специально останавливалась в основном на деструктивных примерах. Это вовсе не значит, что их больше, нет: сказок, книг, фильмов, несущих положительную программу, ничуть не меньше. Мне просто хотелось предостеречь тех, кто взял на вооружение стратегию героя-неудачника: ее имеет смысл поменять. Спросите себя, насколько вы успешны в работе, карьере, личной жизни. Если что-то не то, значит, и ваша "сказка" не та. Изменить ее можно с помощью сказкотерапии.

Мифы в основе судьбы

Существует пять наиболее часто встречающихся жизненных позиций, в основе которых лежат мощные негативные программы: "никогда", "всегда", "до тех пор пока...", "после того как...", "снова и снова". Эти программы могут оказывать негативное влияние на судьбу (жизненный сценарий), мешать человеку реализоваться, добиваться желаемого. Эти программы наглядно представлены в пяти древнегреческих мифах. Может, вам покажется удивительным то, что люди, даже ни разу не читавшие эти мифы, узнают в них себя. Видимо, человечество из века в век решает одни и те же проблемы.

"никогда"

Это - миф о Тантале, обреченном видеть перед собой еду, но навсегда лишенном возможности пить и есть. Люди с таким стереотипом мышления сильно чего-то хотят, но не позволяют себе - в силу собственных или чужих установок.

"всегда"

Это - противоположная программе "никогда" установка, и заложена она в мифе об Арахне, Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе соперничать в ткачестве с самой богиней Афиной. И богиня со злорадством превратила ее в паука, чтобы та всегда плела паутину. В данном сценарии "всегда" - это ключ, который включает негативное действие. Эта позиция может проявиться у тех, кому с детства внушали: "Ты всегда будешь таким ленивым", "Ты всегда не доводишь дело до конца", "Ты навсегда останешься толстой".

"до тех пор пока..."

Это - миф о Геракле и Есоне. Программа, заложенная в нем, предполагает выполнение определенных условий для получения желаемого. К примеру, родители говорят своему подросшему ребенку: "Пока не встанешь на ноги, семью не заводи" (но, оказывается, на ноги встать не так-то просто и вообще нет предела "вставания на ноги". И создание семьи откладывается на неопределенное время, это и навсегда).

"снова и снова…"

Помните миф о Сизифе? Герой снова и снова поднимает камень в гору, и, когда до вершины остается совсем немного, камень скатывается вниз и приходится начинать все сначала. Здесь читается программа, ориентирующая на процесс, а не на результат, на "бег по кругу" – бестолковый, тяжелый труд.

"после того как..."

Эта установка лежит в основе мифа о "Дамоклове мече". В мифе герою удалось занять царское ложе, но над ним повесили меч, который с каждым днем опускался все ниже и ниже. Как правило, люди с этой жизненной программой живут в постоянном ожидании несчастий и неудач в будущем.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments